Мэнсон, сын проститутки и неизвестного отца, родился в 1933 году. Его мать была частой гостьей американских тюрем, а сын тем временем кочевал по сиротским домам. Повзрослев, Мэнсон сменил приюты на тюрьмы и исправительные колонии. К возрасту Иисуса Христа он успел провести в них 18 лет. Грабежи, воровство машин, мошенничество, сутенерство - всем этим Мэнсон занимался с переменным успехом. Перед последним выходом из тюрьмы Мэнсон выразил нежелание ее покидать. "Это мой единственный дом, - говорил он тюремному начальству, - я не знаю, смогу ли я жить на свободе".
В марте 1967 года, отбыв в очередной раз наказание, Мэнсон приехал в Сан - Франциско. Здесь он поменял свое мнение о жизни на свободе. Как раз в это время в Америке вошло в моду движение хиппи. Молодежь, не знавшая, как жить, или не хотевшая жить по тем правилам игры, которые навязывало общество, искала свой путь в жизни. Она декларировала иные ценности - пусть даже экстравагантные, шокирующие, но отличающиеся от прежних. Хиппи, наркотики, анархизм - вот три составляющие новой философии американской молодежи.
Потершись около хиппи, быстро сообразив, как легко манипулировать их психикой, Мэнсон сколотил вокруг себя кружок молодых людей, которым объявил, что он - Мэнсон (по - английски - "сын человека"), и, подобно Христу, является сыном Бога. Но одновременно он - дьявол, и это позволяет ему властвовать как над добром, так и над злом. На левой руке Мэнсона было выколото слово "сатана", а на правой - "Иисус". Мэнсон входил в интимную связь с большим количеством девушек с цветочками в волосах из мелкобуржуазных семей. Он заманивал их наркотиком ЛСД и групповым сексом. Дюжина их этих девушек составила ядро секты Мэнсона. Вместе с ним на краденом автобусе они поехали в Лос - Анджелес.
Еще в тюрьме Мэнсон обнаружил склонность к эксгибиционизму, мазохизму, понял, что может гипнотически влиять на людей. Кружок его последователей (в основном это были девушки) превратился в своего рода "племя", "семью". Вступающие в "семью" девушки должны были подвергнуться коллективному изнасилованию, что являлось основанием для выдачи "сертификата сатанизма".
Обитала семья Мэнсона в долине Смерти (знаменательное место!), неподалеку от Лос - Анджелеса, на большом полузапущенном ранчо 81 - летнего Джорджа Спана. Старик позволил им жить за небольшую помощь по хозяйству. Деньги на иные нужды они добывали, продавая наркотики, угоняя автомобили "фольксваген" и переделывая их в вездеходы.
Мэнсон умело вербовал новых членов "семьи" философией "раскрепощения". Он полностью властвовал над своими последователями. Один из членов "семьи" позднее вспоминал: "Когда мы впервые встретились, он поговорил со мной и сказал: "Присоединяйся к нам. Наши правила ты знаешь - никаких ограничений, просто будь добр, и тебе с нами будет хорошо". Я полюбил этого человека".
"Его так называемая власть над нами заключалась в том, что он был счастливым, - так говорила одна из девушек Мэнсона. - Именно это притягивало к нему людей. Выглядел он великолепно - играл на гитаре, пел, танцевал, что привлекало многих. Точно так же люди тянутся к детям."
Обычным развлечением "семьи" были сексуальные оргии и дьявольские мессы, на которых употреблялись наркотики. Члены "семьи" резали животных и пили кровь забитых собак, кошек, цыплят, коз, обмазывали кровью друг друга. Все это сопровождалось сексуальными извращениями и экстазом насилия. Иногда Мэнсон исподтишка снимал эти оргии на видеокамеру и продавал пленку в частные порноклубы. Один из свидетелей подобной оргии рассказывал: "Они закололи собаку, затем привели девушек, двух девушек. Они их раздели донага и облили собачьей кровью. Попросту держали труп собаки, из которого хлестала кровь, над их головами. Потом они обмазали девушек кровью там, куда вначале кровь не попала. Потом они все совершали с девушками половые акты, а в промежутках пили собачью кровь. Все это было омерзительно...."2
Но вот однажды философия Мэнсона вырвалась за пределы ранчо. Люди из его "семьи" совершили несколько страшных преступлений.
Поздно вечером 8 августа 1969 года на роскошной вилле в предместье Голливуда Беверли Хиллз шла вечеринка, которую устроила жена кинорежиссера Романа Полански актриса Шарон Тэйт, находившаяся на восьмом месяце беременности. Вилла некогда принадлежала Гарри Гранту, потом сыну актрисы Дорис Дэй Терри Мэлчэру, а затем ее купил Полански.
Среди гостей актрисы были: Томас Джон Себринг, хозяин сети "салонов красоты", в прошлом знаменитый голливудский парикмахер и жених Шарон Тэйт, помощник Полански кинооператор Войцех Фриковски, богатая наследница, дочь "кофейного короля" Абигайль Фолджер и 18 - летний "свободный художник" Стив Перент. Хозяин виллы Роман Полански отсутствовал - он находился в Европе.
Вечеринка не отличалась ничем особенным. Вино, виски, марихуана, светская болтовня, творческие планы, гениальные идеи....
- А вы знаете, что Сюзи купила "феррари"?
- Да что вы! Откуда у этой дуры деньги?
- Угадайте, кого теперь выбрал в любовники старый Д.Д.?
- Я придумал сногсшибательную вещь - надо только найти хорошего продюсера...
Утром всех этих людей нашли мертвыми. Уборщица, пришедшая в дом рано утром 9 августа, выбежала оттуда с криками: "Убийства! Смерть! Трупы! Кровь!"
Перент, сидевший за рулем автомобиля, был убит четырьмя выстрелами - очевидно, в тот момент, когда он собирался уезжать. На лужайке перед домом лежали трупы: "Фриковски - пуля в затылке, тринадцать проломов в черепе, пятьдесят одна ножевая рана и Фолджер - на ее теле двадцать одна ножевая рана. Шарон Тэйт лежала с распоротым животом в луже крови на полу своей комнаты. Ее шею обвивала нейлоновая веревка, переброшенная через потолочную балку; другой конец веревки затягивал шею так же зверски искалеченного Джея Себринга с простреленными легкими и полотенцем на голове. На входной двери кровью Шарон Тэйт было написано: "Свинья!"
Арестованный полицией 18 - летний слуга актрисы и режиссера Уильям Гаррисон был тщательно допрошен и признан невиновным.
Сутки спустя подобное преступление произошло в 115 милях от дома Полански - на вилле владельца сети супермаркетов Лино Ла Бианки. Множественными ударами ножа был убит хозяин виллы, а его жена Розмари задушена электрическим проводом. На груди у Ла Бианки было вырезано слово "война" и несколько крестов, из живота торчала вилка, на голову водружен белый колпак. На стене в гостиной красовалась кровавая надпись "СМЕРТЬ СВИНЬЯМ!" На холодильнике - надпись "АНАРХИЯ".
Как ни странно, поначалу полиция совершенно не связала эти преступления между собой. Публике и журналистам были даны разъяснения о том, что убийцы часто пишут на месте преступления кровью или губной помадой какие - нибудь расхожие слова. Понадобилось три месяца, чтобы связь между этими событиями стала очевидной. Мало того, к ним добавилось еще одно - убийство преподавателя музыки Гарри Хинмэна.
Все они были совершены "семьей" Мэнсона.
Одна из участниц убийства Шарон Тэйт и ее друзей, которая в момент преступления стояла на стреме, рассказывала на суде:
- Когда все было кончено и мы возвращались на машине на наше ранчо, Текс и Пат3 жаловались, что эти свиньи, защищаясь, чуть не вырвали у них волосы. Сюзанна сказала, что ее сильно ударили. Пат говорила, что у нее болит кисть руки: когда бьешь ножом и попадаешь в кость, то сильно отдает в руку.
- А что было, когда вы вернулись на ранчо? - спросил судья.
- Чарли спросил, не испытываем ли мы угрызений совести. Мы ответили, что нет.
- А потом?
- Потом мы легли спать.
По одной версии, убийства Шарон Тэйт и ее гостей, а также Ла Бианки и его жены Мэнсон осуществил для того, чтобы навести полицию на ложный след. Дело в том, что за две недели до резни в Беверли Хиллз, 25 июля 1969 года, Мэнсон и его "питомцы" Роберт Босолей и Сюзанна Аткинс зверски убили Гарри Хинмэна, сына актрисы Дорис Дэй. Мэнсон требовал, чтобы Хинмэн отдал ему 20 тысяч долларов, полученных в наследство. Деньги понадобились Мэнсону для организации... музыкального фестиваля на ранчо, где жила "семья". Мэнсон, ко всему прочему, сочинял дрянные песенки и воображал себя великим музыкантом. Он хотел быть известным на этом поприще всей Америке. Требуя от Хинмэна сказать, где лежат деньги, Мэнсон отрубил ему ухо. Но Хинмэн упорно молчал. Тогда его зарезали, а на стене вывели кровавую надпись: "Свинья".
Поначалу полиции на удалось обнаружить никаких следов преступников, но Роберт Босолей был столь неосторожен, что начал раскатывать на автомобиле Хинмэна. На это обратили внимание, и 7 августа Босолея арестовали. В полиции он утверждал, что Хинмэн подарил ему эту машину до убийства. И вот, чтобы отвести подозрение от Босолея, Мэнсон и задумал серию убийств, аналогичных убийству Хинмэна. На следствии Мэнсон признался: "Я наделся, что эти казни отнесут на счет негров". (Он имел в виду организацию "Черные пантеры".)
По другой версии, преступления семьи Мэнсона, возможно, явились составной частью борьбы между сектами "Друзья Люцифера" и последователями так называемого черного папы. Роман Полански снял по роману "сатаниста" И. Левина фильм "Ребенок Розмари", который под названием "Семя дьявола" показывал группе поклонников Люцифера в Нью - Йорке. Если сатанисты из "семьи" Мэнсона сочли этот фильм враждебной по отношению к сатане пропагандой, то этим также можно объяснить причину убийства в доме Полански. В пользу второй версии говорит связь "семьи" Мэнсона с жестокими криминальными бандами "Слуги сатаны", "Джипси Джокерс", " Общество дьявола" и мазохистскими группами типа "Солар лодж", "Ордо темл ориентис".
Наконец, по третьей версии, виною всему - проповедуемое Мэнсоном учение, согласно которому "последняя война на Земле", расовая война, начнется серией жесточайших убийств. Темнокожие американцы поднимутся и устроят кровавую бойню белым, христианским и зажиточным свиньям. Тут - то Мэнсон со своим войском выберется из подземелья где - нибудь в пустыне (из "города в дыре") и пройдет мародерским рейдом по опустошенным городам. Черные все - таки победят, но отдадут бразды правления белой элите, то есть Чарльзу Мэнсону, который к этому времени позаботится, чтобы Христос спустился на землю. Мэнсон назвал свой план "Хелтер Скелтер", по аналогии с песней из "Двойного Белого альбома" группы "The Beatles".
"Освободитель" Мэнсон не только читал проповеди, но и систематически готовил свою "семью" к осуществлению преступного плана. Вначале был составлен список из 34 кинозвезд и коммерсантов, которых следовало убить. "Нельзя убить убийство..... - внушал Мэнсон своим "домочадцам", - если ты готов к тому, что тебя убьют, ты сам должен быть готов к убийству. Пришло время распять свиней на кресте".
Когда на ранчо Спан приехали полицейские, чтобы арестовать подозреваемых, главу "семьи" они обнаружили спрятавшимся под раковиной в туалете. Поскольку Мэнсон был маленького роста, то легко там поместился. В поисках ворованных автомобилей полиция обыскала ранчо и обнаружила тайник с оружием. Вместе с Мэнсоном арестовали 26 человек, но все они затем были отпущены, так как на ордере на арест стояла неверная дата. В США очень строгая юридическая система и малейшее нарушение прав обвиняемых может привести к отклонению обвинения вообще.
Среди освобожденных был и некий Дональд Ши. Вскоре он исчез. Позже члены "семьи" подтвердили, что Мэнсон застрелил его, расчленил тело и закопал в разных местах ранчо.
Во время первого ареста Мэнсон и его "дети" обвинялись только в краже автомобилей. Однако одна из девушек, Сюзанна Аткинс, призналась соседке по камере, что присутствовала при убийстве Шарон Тейт, Ла Бианки и Хинмэна. Сокамерница поспешила рассказать об этом полицейским. После предварительного расследования 1 декабря 1969 были подписаны повторные ордера на арест всех членов "семьи" Мэнсона.
Следствие длилось 9 месяцев, став самым долгим и дорогостоящим в США. Большинство членов "семьи" до конца поддерживали своего лидера. Вместе с ним в здание суда каждый день привозили из тюрьмы трех "ангелочков" - 19-летнюю Патрицию Кренвинкель, 21-летнюю Сюзанну Аткинс и 20-летнюю Лесли Ван Гутен. По пути в суд они пели, как школьницы, проявляя этим свою солидарность с "учителем". Даже главная свидетельница обвинения, одна из обитательниц ранчо Линда Касавьян, выступавшая перед судом 18 дней, в конце процесса сказала, что все еще любит Мэнсона.
Полиция не была уверена, что вину Мэнсона удастся доказать - уж очень неординарным обвиняемым он оказался. Две различные группы адвокатов боролись за право защищать его. Сюзанна Аткинс попыталась отказаться от своих первоначальных показаний против Мэнсона, заявив, что могла дать их под влиянием ЛСД. К тактике проволочек, затягивания процесса прибегли и адвокаты "семьи", используя все доступные средства. Подсудимые хотели превратить процесс в фарс - брили головы или выстригали на них кресты, пели, строили гримасы. Однако постепенно на суде прояснилась картина жестоких и неспровоцированных убийств, совершенных "ангелочками" и их вождем.
В ходе слушаний Сюзанна Аткинс вспомнила слова Мэнсона, сказанные после убийства Шарон Тэйт и ее гостей: "Чтобы сделать людям такое, нужно их любить по - настоящем". Она призналась, что когда наносила удары Тэйт, то по ней "будто молния прошла". С ужаснувшей всех наивностью она продолжила: "Чем больше вы это делаете, тем больше это вам нравится".
Защита предложила считать, что убийства совершены под гипнозом.
"Я собираюсь доказать, что Сюзанна была не в здравом уме, делая это, - заявил адвокат Аткинс. - Фактически она находилась под влиянием Мэнсона, считала, что все его приказания правильны, даже если он говорил что - то не то. Я полагаю, что когда будут рассмотрены все показания о Чарльзе Мэнсоне, то обнаружится, что он имел своего рода гипнотическое влияние на окружающих".
Несколько лет спустя один из членов "семьи" Текс Уотсон вспоминал: "Чарльз приказал мне взять пистолет и нож, пойти в дом, где жил Терри Мэлчер, и убить всех, кто там есть, так зверски, как я смогу... В группе, совершившей это преступление, я не был лидером, несмотря на то, что мне приписывают главную роль. Я считал себя человеком, посланным Чарльзом Мэнсоном выполнить его приказ."
Как Мэнсон добился такого повиновения и вменяем ли он? Этими вопросами задавались все, кто был причастен к следствию и суду.
Сам Мэнсон говорил: "Из меня сделали дурака, нет никаких сомнений в моей нормальности, я себя таким чувствую, я здоров, здоров".
Присяжным понадобилось 10 дней, чтобы вынести приговор.
Члены "семьи", участвовавшие в убийствах - сам Мэнсон, Патриция Кренвинкель, Сюзанна Аткинс, Лесли Ван Гутен, - были приговорены к смертной казни. На следующем процессе тот же Мэнсон, Брюс Дэвис, Роберт Босолей были признаны виновными и в других убийствах. Текса Уотсона судили отдельно и тоже признали виновным.
Однако все приговоренные избежали высшей меры.
19 февраля 1972 года верховный суд штата Калифорния отменил смертную казнь, поскольку Верховный суд США по делу "Фурман против штата Джорджия" определил, что смертная казнь используется произвольно и непостоянно и представляет собой, в нарушение Конституции, "жестокое и необычное наказание". Спустя четыре года мораторий на смертную казнь в ряде штатов (в том числе и в Калифорнии) был отменен, но Мэнсон и его люди успели ускользнуть от электрического стула. Изувер получил в итоге наказание в виде "пожизненного заключения", что в принципе позволяет ему надеяться вообще выйти из тюрьмы (такова американская пентициарная система). Пока что каждый год он подает прошения о помиловании и так же регулярно получает отказ. Однажды Мэнсона спросили, куда он поедет, если его отпустят.\
- Я бы мог поехать в Ливию, я мог бы встретиться с аятоллой [Хомейни], я бы мог поехать во Францию и найти там кого-нибудь - кому не очень сладко.
После того, как Мэнсон сказал, что не испытывает никаких сожалений о содеянных им преступлениях, почти невероятно, что его когда-нибудь амнистируют. В самом деле, как комиссии по досрочному освобождению относиться к убийце после следующей его тирады:
- Сожаления о чем? Что вы для меня сделали? Вы мне дали равные права? Разве я могу делать то, что я хочу, и тогда, когда я хочу? Что вы для меня сделали? Вы плюете мне в лицо и бьете по губам, содержите в одиночке ни за что, - как вы думаете, что произойдет, когда меня выпустят отсюда? Может быть, я еще недостаточно сделал и, возможно, стыжусь того, что не все сделал, за то, что не предпринял большего, за то, что я во многом не разбирался, за свою глупость. Возможно, если бы я убил четыреста человек, я был бы удовлетворен.
Получив очередной отказ в досрочном освобождении, Мэнсон заявил: "Я возвращаюсь обратно в свою старую нору". А на вопрос: "Что вы думаете по поводу решения оставить вас в тюрьме?" он ответил, как настоящий философ античной выучки: "Все мы сидим в тюрьме".
Периодически давая интервью газетчикам, Мэнсон иногда кажется сумасшедшим, иногда вполне здравым. Однажды он сказал:
- Я вдохновлялся Апокалипсисом и песней "Битлзов" "Спасайся, кто может!". Вы хотите знать мою философию? Хотите знать, откуда она? Я сейчас вам скажу. Я провел большую часть моей жизни в тюрьмах. Моя философия родилась там - под ударами дубинок и сапог, которыми меня топтали.
Песенки Мэнсона, которыми он так хотел прославиться, после его ареста были выпущены на пластинке и стали довольно ходовым товаром - разумеется, не из-за их эстетических достоинств. Вот "классический" образец текстов Мэнсона:
Я механический человек.
Самым лучшим образом я
делаю то, что могу.
Потому что у меня -
"семья".
Я механический бэби,
Я игрушка своей матери.
Меня посылают
поиграть в саду...
Вот уже 25 лет многие писатели и кинорежиссеры романтизируют образ Мэнсона, видя в нем "сверхчеловека наоборот", обладателя "демонической силы", легко манипулирующего сознанием других людей. Но адвокат убийцы Пол Фицджеральд смотрит на это дело гораздо проще. По его мнению, Мэнсон - обычный уголовник, только на каком-то этапе жизни сошедший с ума.
"Мэнсон по-своему счастлив в тюрьме, - считает Фицджеральд. - Если ему теперь предложат выйти на свободу, скорее всего откажется"5. Сидя в камере-одиночке тюрьмы в Сант - Квентине, Мэнсон сочинил "Послание к человечеству", где есть и такой пассаж:
"Я таков, каким вы меня сделали, и если вы называете меня бешеной собакой, дьяволом, убийцей, недоноском, то учтите, что я - зеркальное отражение вашего общества..."
Разумеется, Мэнсон неправ. Ведь мать Тереза - тоже отражение общества. И Альберт Швейцер. И Андрей Сахаров. И Махатма Ганди. И Мартин Лютер Кинг. Так что зеркал у общества много. Просто каждый выбирает для себя то, которое ему по нраву.